История возникновения и развития каратэ Шотокан (в русском звучании еще можно услышать как сетокан) — самый массовый стиль каратэ не только в Японии, но и во всем мире и относится к крупнейшим, наряду с вадо-рю, годзю-рю, киокушинкай и сито-рю. Основан окинавским мастером Гитином Фунакоси. Сетокан (шотокан) в дословном переводе с японского означает «Дом Сёто» и под этим названием существует с 1936 года. «Сёто» — это литературный псевдоним Г. Фунакоси, взятый им еще со времени пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище г. Сюри, переводится как «сосны и волны». Там же у него была своя школа под названием «Сёто Гакко», где он преподавал каратэ. История шотокна начинается с 1917 г., с поездки Фунакоси в Японию в Киото, где он впервые продемонстрировал технику каратэ перед членами Братства Воинских Искусств в Бутокудэн, центре традиционных воинских искусств Японии. Поездка была организована министерством образования после того, как на Окинаве в учебных заведениях была введена новая учебная дисциплина — «каратэ» и эксперимент оказался успешным. История возникновения и развития шотокан каратэ (сетокан карате)
Основатель каратэ-до (карате-до) и его классического стиля Шотокан (сетокан), Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.) родился в первый год реставрации династии Мейдзи (1868 -1912) в королевской столице острова Окинава - Шури в семье самурая. Это самый крупный остров архипелага Рюкю, который находится на пересечении морских торговых путей, практически, в равном удалении от Японии, Китая, Тайваня и Кореи. С одной стороны державы вели военную борьбу за владение архипелагом, с другой, многие военные подразделения после междоусобных войн находили себе на нем убежище. С незапамятных времен каждый житель по своему существу и природе, способу существования и наследственной предрасположенности, был воином. Вполне естественно, что под жестким давлением запрета ношения оружия с XV века и практики выживания в бою без такового, Окинавцы, аккумулируя передовые технологии военных единоборств, быстро сформировали высокоэффективное искусство самообороны. Различные техники соединялись и отсеивались в условиях жесточайшей конкуренции. Ошибка могла стоить человеку жизни и не прощалась. Внутреннее содержание "победить или умереть" призывало к максимально эффективному использованию возможностей человека и его организма. Принципы - "одним ударом наповал, движение - минус противник", "только опыт имеет значение", были основными. Несмотря на закрытый характер и конспирацию занятий, в 18 веке в Шури мастером Сокугавой была организована первая официальная школа Тэ. Верховный наставник боевых искусств на Окинаве с 1848 года Матсамура Шокун из Шури так же основал школу Шорин - рю Каратэ. Одни и те же иероглифы читаются по-японски Шорин-джи кэмпо, а по-китайски - Шаолинь-шу чуань ( Шорин - "молодой лес"). В отличае от староокинавского направления Шорэй ("душа, постигшая просветление"), где традиционно уделялось повышенное внимание устойчивости, физической силе, резкости и закалке бьющих поверхностей для пробивания доспехов, в Шорин всё же преобладали нравственное воспитание и дисциплина Сюгё, тонкий маневр и обманные движения. Несмотря на прямую связь с китайскими источниками, никогда и нигде ранее, не было таких условий практического отбора и синтеза тысячелетиями оттачиваемых приёмов. Ученик Мутсамуры - Асато Анко был непревзойденным специалистом боевых искусств во всей Окинаве. Именно Асато и стал первым наставником Фунакоши Гичина, который долгое время был его единственным учеником. Сам факт этого уже является признанием выдающихся способностей Гичина. Раньше учителя долго выбирали себе ученика, и могли не брать его без многолетней закалки или из-за плохих качеств характера. Фунакоши Гичин с 1888 года в Шури начал практику учителя. В 90-м году его переводят в Наху, где он продолжает тренироваться у Киюна, Тооно, Нингаку. В конце девятнадцатого века, особое внимание уделялось нравственному и физическому воспитанию, и правительство Японии провело ряд медицинских, социальных и педагогических реформ в области каратэ. После инспекции школ Окинавы в 1902 году эту дисциплину официально вводят в учебную программу первой средней школы и педагогического училища. Фунакоши с разрешения Асато и Итоцу набрал первые классы учеников по каратэ... Хотя исчезла жизненная необходимость при столкновении убивать противника, поединки часто заканчивались тяжелыми увечьями или даже смертью. Фунакоши совместно с Итоцу в 1905 году вынуждены были начинать разрабатывать теорию более популярного в дальнейшем спортивного раздела. Однако, мастер до конца своих дней был против спортивного понимания каратэ. С 1905 года периодически, а с 1912 года он постоянно проводит показательные выступления на Окинаве, способствуя более открытому отношению к этому боевому искусству. К этому времени Фунакоши становится признанным лидером Тэ. Директива министерства образования 1911 года способствовала увлечению воинскими искусствами и была первым официальным признанием со стороны властей важности современных воинских дисциплин в деле воспитания японских граждан. Благодаря Рокуто Яширо, капитану учебного корабля, курсанты императорского флота также начали заниматься каратэ, после чего о нем уже заговорили и в Токио. В 1912 году первая императорская флотилия остановилась в заливе Чуджо и тоже познакомилась с каратэ. В этом же году под руководством Фунакоши Токомура, Мабуни, Исикава, Тукусума, Кяму, Яхику, Огусуку в лучших залах Окинавы демонстрировали свое искусство. Демократические тенденции эры Тайсё (Великая справедливость 1912 - 1926 гг.), стимулировали интеллектуальную активность. В 1916 - 1917 гг. были пересмотрены все учебники в Японии. И в 1916 году Гичин выступает в "Бутокодене" перед официальными лицами Японии. Несмотря на усиление гражданского контроля над военными силами в 20-е годы, не популярная Сибирская экспедиция 1918 - 1919 гг., под давлением военного ведомства, вылилась в военное присутствие в Манчжурии до 1922 года. Рос интерес к боевым искусствам. Командующий эсминцем кронпринца Хирохито, Нориказу Канна тоже был окинавцем. Благодаря этому, по пути в Европу, 6 марта 1921 года будущий император просмотрел показательную программу в замке Шури под руководством Гичина, который к тому времени уже стал президентом Окинавской ассоциации духа воинских искусств. Хирохито, как и Гичин, был хрупкого телосложения. Он изумился, что никому не удавалось опрокинуть или сдвинуть мастера с места, включая добровольцев из публики. Сила ударов в томишивари (разбивание предметов) была поразительной. Мощные удары ногами в нижнем уровне, которые практически не отражались, плотная работа на средней дистанции в сочетании с эффективной бросковой техникой, не оставляли противникам никаких шансов. Все это было отражено в официальном отчете японскому правительству и определило дальнейшее развитие каратэ. Двадцатилетняя деятельность Великого учителя была замечена. Мастер был приглашен на первую национальную атлетическую выставку весной 1922 года, организованную министерством образования Японии. Только в 20 веке Япония открыла для себя каратэ - Окинавское искусство с вековыми традициями. Выступления Гичина были очень хорошо продуманы, заранее были разосланы приглашения элите, интеллигенции, что в последствии вызвало огромную популярность каратэ у широких слоев населения. В 1922 году Мейкё по джиу-джитсу Оцука Хиденори с помощью Гичина открыл для себя мир каратэ и стал ее учеником (В дальнейшем основал Вадо Рю). Дзигоро Кано - основатель дзюдо, пораженный техникой Гичина, пригласил его читать лекции и обучать каратэ в Кодокане. Под влиянием Фунакоши раздел атэ-ваза в дзюдо гошин-джитсу стал высокоэффективным и приобрел каратэ-подобные черты. Однако, ввиду конкуренции, этого факта никто не признавал. В 1922 году выходит книга "Рюкю Кэмпо Каратэ" (Ryukyu Kempo Karate Tokyo,1922), состоящая из 5 глав: "что такое каратэ", "ценность каратэ", " тренировки и преподавание", " организация каратэ", "основные принципы и ката": Хейан 1-5, Нэйхан-чи 1-3, Бассай 1-2, Кушанку 1-2, Сэйшан, Чинто, Чинтэ, Джиин, Джиттэ, Джион, Ваншу, Вандан, Рохай, Джумми или йюмми, Вандо, Сочин, Нишейши, Сансэру, Супаринпей, Ванкуван, Кокан, Унсу. 30 ката. Названия ката окинавские и китайские. В приложении к книге "Рюкю Кэмпо Каратэ", были описаны меры предосторожности во время занятий. Эта книга, подобно таблице Менделеева в химии, в мире боевых искусств дала новый виток развития. Уже через год в 23-м году Гичин открывает свой зал в Токио в Мейсей Джуку. Даже великие чемпионы по сумо начали осваивать технику каратэ под руководством Гичина. Известный чемпион того времени Уичиро Ониши со всей командой приходил к нему для тренировок. Чемпион Фукуянаги приходил отчитываться к Фунакоши после поездок по стране. "В каратэ каждый находит то, что ищет",- говорил великий мастер. Росло желание общества заниматься каратэ. И, прежде всего, активную позицию в освоении нового заняло студенчество. В 1924 году университет Кейо первым организовал клуб каратэ для физического воспитания студентов, после чего Токушоку, Хасей, Нихон (медицинский колледж), Императорский Васседа, Мей Дзи, Военная и Морская академии, институт физического воспитания (Никай До) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. В 1924 году публикуется этапная работа: Рентан Гошин Каратэ-джитсу. В Японии каратэ стало популярнее, чем на Окинаве, и огромный приток неподготовленных людей заставил объединиться вокруг Фунакоши Гичина мастеров каратэ в попытке выработать безопасные и пригодные для обучения широких масс методики. В 1926 году соратник мастера и один из учеников Итоцу - Кенва Мабуни открывает свою школу в Осаке (в дальнейшем основатель стиля Шито-рю). Реформа была неизбежна. "Каратэ может быть одно"- говорил Фунакоши Гичин, и все с ним тогда соглашались. В 1929 году Фунакоши изменил написание слова "каратэ". Начало 30-х годов отмечено значительным влиянием радикальных националистов. Университет Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши обосновал измение написания слова "каратэ" в работе "Дай Ниппон Кемпо Каратэ" (великий японский метод кулака пустой руки). В буддистких выражениях "Шики соку зеку, ку соку зешики" (материя - пустое, все - суета. ) иероглиф "Ку" (правда, истина, справедливость) может произноситься - "кара" - "пустой". Он и заменил однозвучный иероглиф "кара"- китайский. "Как отполированная поверхность зеркала отражает все, что стоит перед ней, а тихое ущелье удерживает внутри даже шорохи, так занимающийся каратэ-до должен сделать свой ум порожним от себялюбия и гордыни, дабы надлежащим образом встретить все, с чем бы он не столкнулся" - так Фунакоши трактовал философскую концепцию кара (пустой, безкорыстный, истинный). В 1935 году Гичин Фунакоши ввел иероглиф До (путь), завершая идею сюгё (строгая дисциплина), которую проповедовали на Окинаве. Фунакоши с соратниками провели огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Обобщение этих, признанных всеми методов мастер отразил в своей новой книге, которую все специалисты использовали как учебник и руководство к действию. В 1936 году опубликована книга Каратэ-до Кьёхан: введены новые элементы в технике и ката. Фунакоши использовал и новые названия ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета - огасавара. В арсенал официального каратэ-до не вошли многие ката из книги 1922 года. Высоко эффективные методы тренировки, основанные на них, являясь оздоровительным и кодированным методом самообороны в повседневной жизни, никак не подходили для открытого обучения. В 1935 году, при поддержке национального комитета, начинает строиться первый зал каратэ-до. Весной 1936 года он был открыт под названием "Шотокан", на котором настояли ученики Фунакоши. "Шото" или "Сёто" - псевдоним учителя, "Кан" - здание, дом. В этом зале оттачивали свое мастерство самые достойные бойцы со всей Японии. Они с гордостью говорили: "Мы из Шотокана". В 1935 году провели первое спортивное (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу, формируя каратэ-до (Шотокан) и как зрелищный, увлекательный вид спорта, давая развитие теории спорта как части системы воспитания духа и тела. Именно этой части мы обязаны развитием мирового каратэ-до. Однако мастер предупреждал еще тогда, что больший уход в сторону условно-показательного спорта приведет к потере сущности боевого духа, а гладиаторские бои в контактных схватках к потере понятия искуства боя, и призывал мастеров сохранять тонкую грань. Дух боевой нравственности, по сути своей оборонительный. В спорте понятие шиай заменяет понятие шобу (рукопашная схватка) и руководство принципом буай синкен шобу (смертельная схватка) и сеси-о тёэтсу (преодоление мысли о жизни и смерти) только символически присутствует в действиях на татами. Техника в основном направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага видоизменено на концепцию сдерживания атакующих действий нападающего. Внутренняя природа покоится на трехсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая форма. "До", которого должны придерживаться все последователи, теряет естественный характер, становится сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю используется для популяризации. Большую заслугу в развитие спортивной техники Фунакоши Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши (1915 - 1945). Великий учитель видел в нем своего приемника, с ним он занимался индивидуально и без посторонних глаз, передавая секреты мастерства. Йошитака Фунакоши работал ассистентом Гичина и управлял залом "Шотокан", вплоть до 1945 года. Он практически заложил основу техники современного спортивного кумитэ, которая используется до сих пор. В базовой технике остались ката его личной разработки Тайкьёку (первая причина). Йошитака Фунакоши ввел удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури - аши), эффектные удары ногами в верхний уровень: маваши - дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо. Его учениками были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель Кёкусинкай. К сожалению, в 1945 году в Японии не могли лечить туберкулез, которым болел Йошитака, и он умер от легочного кровотечения. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть сына, и, как истинный самурай, поражение в войне. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва (сияющий мир 1912 - 1989 гг.) привел Японию к национальной катастрофе 1945 года, к введению оккупационных войск и запрету будо. В 1947 году еще одна невосполнимая потеря, умирает жена мастера. Однако, каратэ не было запрещено в связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники каратэ, которым занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного договора между Японией и США Фунакоши Гичин совершает трехмесячное турне по американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку). Окинава - колыбель каратэ Этот остров из архипелага Рюкю, продолжающего японские острова к югу, послужил тем тиглем, где в результате сплавления китайского и японского миров родилась законченная форма боя голыми руками, которая попала в изолированную в те времена от внешнего мира Японию под именем "каратэ". Рождение этого проходило в два этапа. Во времена империи Мин остров попал под господство Китая (ХV век). Новый правитель Хасси из местной династии Шо (провинция Цзюнань) присоединил Рюкю к своим владениям и, боясь восстания, запретил все виды оружия. Этот запрет привел к тому, что бедняки прекратили открытую оппозицию и с невиданным доселе интересом начали разрабатывать древние местные способы боя без оружия. В соответствии с районами острова развились три основных школы: Сёри-Тэ, Наха-тэ и Томари-тэ. Этому возрождению методов боя способствовали так же все более тесные контакты острова с покорившей его страной; прибывшие на Окинаву эмигранты, торговцы, эмиссары минского двора, вполне вероятно, завозили свое кулачное искусство; китайское кэмпо, следовательно, стало здесь известным. В 1609 г. японский феодальный властитель Шимадзу из клана Сацума (о. Кюсю - самый южный в Японии), завоевал Рюкю и разгромил династию Шо. По той же причине, что и его предшественник, он запретил оружие. Столица Наха была занята японскими войсками. Этот новый запрет привел к появлению "Окинава-тэ" - сплава кэмпо с местными стилями. Тренировки проводились в потаенных местах, часто ночью, среди надежных последователей. Ноги и руки становились без преувеличения грозным оружием, способным заменить холодное оружие - тычок пальцем был также опасен, как и удар кинжалом, локти и колени приобретали мощь молота, а голые предплечья - твердость сабель. В Окинава-тэ (или "То-дэ") основывается на абсолютном и быстром эффекте; удары систематизированы, в то время как опрокидывания, рывки и захваты остаются вспомогательными средствами. Некоторая из этой техники заимствована из японского дзю-дзюцу; несомненно, их предварительно внимательно изучали у оккупантов - на всякий случай. Этим объясняется существенное различие эффектов, достигаемых в дзю-дзюцу и каратэ (каратэ-до, каратэдо). В 1900 году изучение Окинава-тэ на острове вошло в систему, но для более мирных целей: было признано, что Окинава-тэ является прекрасным средством образования, и было принято решение преподавать его в школах. Главными учителями были Анко, Итосу и Канруо Хигаонна, которые стремились к классическому стилю Окинава-тэ. В этот период информировались и обучались те, кто стали мастерами, чью память мы чтим и поныне, и кто вынес свое учение за пределы Окинавы - Гичин Фунакоши, Кэнва Мабуни, Четоку Кям, Чеки Мотобу, Удэн Яхику, Чедзе Огусуку, Чедзюн Мияги. Первоначальное единство окинавского стиля исчезло, едва он пересек пролив, отделяющий остров от Японии; однако, несмотря на увеличение числа стилей, древнее Окинава-тэ узнало потрясающий успех. Краткая история каратэ шотокан То воинское искусство, которое преподается в наше время и известно под названием каратэ-до, пришло к нам из глубины веков из Китая, затем оно попало на острова Окинавы и только после этого - в Японию. Оно явилось результатом трансформации древних воинских стилей, которые изменяются вплоть до настоящего времени. О том, что история каратэ уходит своими корнями в глубокую древность Китая свидетельствуют археологические находки во многих странах Востока. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что древнее китайское воинское искусство "у-шу" (или как его еще называют "кунг-фу") является непосредственным предшественником каратэ. Из известного китайского монастыря "Шаолинь" (молодой лес), что в китайской провинции Хэнань, берет свое начало школа Шаолинь-цюань (что в переводе означает шаолиньский кулак), которая основывается на духовных традициях древней китайской культуры - основе любого боевого искусства. Основателем древней школы стал монах, известный под именем Бодхидхарма, который прибыл из Индии и создал созерцательную ветвь буддизма, которую называют "Чань" в Китае и "Дзэн" в Японии. Бодхидхарма провел 9 долгих лет в медитации, сидя в глубокой пещере, после чего продолжил свой Путь. Он хотел донести до людей идею о единении тела и духа и конечном торжестве справедливости на земле. Бодхидхарма оставил после себя комплекс дыхательных и гимнастических упражнений, привезенных им из Индии, который монахи использовали для поддержания своей боевой формы. С тех пор Шаолиньский монастырь в течение последующих веков славился своим боевым искусством. История показывает, что Шаолинь, подвергнувшись за время своего существования многочисленным испытаниям, явился колыбелью первой необыкновенно эффективной техники борьбы. В 1723 году Шаолинь, будучи центром восстания, после долгого и кровопролитного сражения был сожжен. Лишь нескольким монахам, в совершенстве владевшим боевой техникой, удалось скрыться. Позже эти монахи стали обучать владению своим искусством простое население Китая. (До этого времени искусством "кунг-фу" владели лишь немногие избранные). Так, по всему Китаю возникло несколько сотен видов борьбы. Теперь уже эти единоборства, будучи достоянием широких слоев населения, не могли не распространиться за пределы страны. Так кунг-фу попало на острова Окинавы архипелага Рюкю, находящиеся к югу от Японии и бывшие центром торговли между двумя государствами. Именно здесь, на Окинаве, на пересечении японской и китайской культур, возникла форма, из которой берут свое начало все существующие ныне многочисленные стили и школы Каратэ. В то время за господство островом боролись две страны - Китай до XVI века, затем Япония, завоевавшая остров в 1609 году, и местные жители очень часто были вынуждены оказывать сопротивление захватчикам. Им запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, и приходилось превращать в него различные сельскохозяйственные инструменты. Так появились сай, тонфа, бо и нунтяку. Во время тайных ночных тренировок крестьяне закаляли свои руки и ноги, которые становились грозным оружием. Конечно же окинавцы использовали различные источники, но основой несомненно оставалось китайское "кунг-фу", которое в сочетании с элементами местной боевой техники и японского "дзю-дзюцу" составило техническую базу нового единоборства. Окинава-тэ окончательно сформировалось к началу XIX века. Тогда существовало три основных центра в городах Томари, Hаха и Сюри. Соответственно и направления тодэ условно подразделялись на Томари-тэ, Hаха-тэ и Сюри-тэ. В это же время появляется в названии боевого искусства иероглиф "кара" - что значит "китайский". Впервые иероглифы каратэ появились в школе мастера &Сакугава&, которого по праву можно считать основоположником окинава-тэ. Последователь Сакугавы Сокон Мацумура в 1832 году создал школу cсриндзи-рю каратэ. По словам современного мастера Масаюки Хисатака, каратэ является единым искусством, но если его рассматривать как дерево, то Ссриндзи-рю - это ствол. Все остальные стили, существующие на сегодняшний день, вышли из него. Официально наименование каратэ на Окинаве утвердилось в конце 80-х годов 19 века. В 1868 году в результате Реформ Мэйдзи самурайское сословие было ликвидировано, а остров Окинава стал одной из провинций Японии. С этой датой закончился длительный период подпольного развития Каратэ на Окинаве. Ясуцунэ Итосу и Канрс Хигасионна были первыми преподавателями и внесли огромный вклад в популяризацию каратэ. Итосу впервые сместил акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный, открыв широкой публике не столько боевую технику каратэ, сколько представил боевое искусство как систему, подходящую для достижения целей спортивно-оздоровительного характера. Вскоре последовала серия показательных выступлений ученика Итосу Гитина Фунакоси и его соратников. Путешествия по острову длились несколько лет. С 1912 года Фунакоси, Мабуни, Кяму, Огусуку и другие мастера проводили систематические демонстрации в залах крупнейших городов Окинавы и в 1916 году Гитин Фунакоси получил приглашение продемонстрировать свое воинское искусство в стенах токийского дворца воинской морали (Бутоку-дэн). Это было первое и очень удачное, выступление мастера каратэ в столице. Однако каратэ не сразу получило абсолютное и полное признание. Лишь после посещения Окинавы крон-принцем в 1921 году, где в городе Сюри Фунакоси вновь продемонстрировал свое искусство, он был официально приглашен в Токио на общенациональную атлетическую выставку, состоявшуюся в 1922 г. Гитин Фунакоси общепризнанно является основателем современного каратэ. К его заслугам относится создание первого додзс Сстокан. Среди его учеников многие великие мастера, известные по всему миру. Он ввел термин "КАРАТЭ", изменив его значение на "искусство пустой руки". Этот выдающийся человек в первую очередь видел духовное начало в каратэ, добавив к нему суффикс "До" (что означает путь). Истинное каратэ-до заключается в обыденной жизни. Тело и разум должны развиваться и совершенствоваться в духе гуманности. Человек всегда должен быть справедливым. Hачиная с 20-х годов боевое искусство стало бурно развиваться. Угасавшая традиция получила новую жизнь на чужой земле. В это время появляются основные стили современного каратэ: 1928 год Тодзюн Мияги создает годзю-рю. 1930 год Окинавский мастер Кэнва Мабуни создает стиль сито-рю В конце 30-х появляется вадо-рю, основанный доктором Хиронори Оцука. В 1936 году на конференции окинавских мастеров было решено изменить концепцию каратэ, и искусство китайской руки превратилось в путь пустой руки в результате изменения двух иероглифов. Однако многие окинавские мастера не приняли новую трактовку древней традиции. Hаибольший расцвет каратэ-до приходится на послевоенное время. В 1953 году в Соединенные Штаты приглашаются известные мастера каратэ для подготовки отборных подразделений американской армии. Hачиная с 60-х годов каратэ широко распространяется по всему миру. Годзю-рю, шотокан (сетокан), сито-рю и вадо-рю - это 4 основных стиля в Японии и во всем мире. Существует еще множество других, более мелких стилей, некоторые из которых очень известны: кекусинкай, основанный Масутацу Оямой, мастером корейского происхождения; сюкокай учителя Тодзиру Тани; сериндзи-кэмпо и многие другие. Эти стили сосуществуют вместе с китайскими стилями кунг-фу. Прошло много времени после появления Гитина Фунакоси в Японии, усилия его и других великих мастеров не пропали даром. В мире становится все больше и больше каратистов различных возрастов и рас, возникают новые школы и организации. Hо все они используют наследство из далекого прошлого.
|